Испания с Инватуром

Ездили с 16 по 26 мая. Поездка была достаточно авантюрная. Скажем так: если бы с самого начала было известно, насколько авантюрная, мы бы очень и очень задумались. 
Сюрпризы начались с получения визы. У меня была справка с работы, у мамы справка со счета, спонсорского письма не было. В последний момент изменились правила, и оказалось, что сумма на мамином счету должна быть на 40 тысяч больше (причем известно это стало за полсуток до крайнего срока). Сотрудники Инватура (точнее, партнерской организации) постарались, насколько возможно, пойти навстречу, помочь ликвидировать последствия этого аларма и т.д. , но все равно пришлось и побегать, и понервничать. Минусы: местами совершенно бестолковые указатели, и на подездах к аэропорту, и в самом аэропорту, так что нужно закладываться на дополнительное время и заранее посмотреть карты и схемы. Так же полезно запастись распечаткой с этапами прохождения паспортного контроля и пр.Определенную сложность может представлять посадка в самолет. В Шереметьево все происходит так. К самолету подводят “гармошку” перехода, по которой мы доезжаем до, непосредственно, входа. Здесь нужно пересесть со своей коляски на аэропортовскую, узкую, которая проезжает по проходу между креслами самолета. Сотрудники аэропорта помогают при пересадке. Но эта коляска все равно очень неудобная. Она реально узкая, ноги сваливаются с подножек, приходится одновременно держаться, держать ноги и беречь локти. Учитывая, что в самолет грузят, запрокидывая коляску назад, та еще акробатика получается . Следующий момент – это пересадка из коляски в кресло. Крайний подлокотник откидывается далеко не в каждом самолете, и далеко не все сотрудники знают, как это сделать, а перелезать в таком тесном пространстве не особо удобно, хоть с посторонней помощью, хоть без нее. Соответственно, после посадки операция повторяется в обратном порядке. Во время самого перелета никаких дополнительных проблем не возникает, но надо учитывать время полета: насколько комфортно вам сохранять эту позу столько времени, насколько реально для вас обойтись несколько часов без туалета, и не нужны ли вам дополнительные медпрепараты.
Фотографировать там можно,  если повезет с погодными условиями. На фото, по-моему, Альпы.

Аэропорт в Барселоне, естественно, тоже приспособлен. Спецсотрудники носят форму с изображением коляски на спине, так что опознаются издали. Указатели дублируются по-английски и картинками, разобраться можно, но нас просто провезли через все этапы контроля и сдали с рук на руки русскоязычному представителю компании ТезТур , который, собственно, обеспечивал достойную встречу. Потом нас погрузили в миниавтобус с откидным пандусом и перевезли из аэропорта в отель “Негреско”, расположенный примерно в 100 км. к югу.

Дорога сама по себе была отдельным зрелищем, испанские пейзажи с пальмами и оливами нас, северян, очень впечатляют .Для здоровых людей там все очень хорошо, а вот нас ждал не самый приятный сюрприз. Водитель нас довез, выгрузил и распрощался, и компания Тез-Тур сочла, что на этом ее работа по встрече и сопровождению окончена, так что все обещания насчет “русскоязычных сопровождающих” оказались, мягко говоря, преувеличением. Диспозиция: трое человек, из которых двое колясочников, плюс тяжелый багаж, у дверей отеля, причем на ресепшен никто не говорит по-русски. Помянутая в отзыве девушка Оксана в тот момент не дежурила. Нас поселили в разных зданиях отеля, в одном был невысокий пандус, в другом – высокий и достаточно крутой (в одиночку я бы могла его преодолеть Только Если Очень Надо). С сотрудницей мы обьяснялись на всех возможных языках, включая пантомиму .

Номер тоже оказался не вполне приспособленным. Как нам впоследствии сказала Оксана, более удобных для колясочников номеров там просто нет. Вьехать можно было везде, но туалет низкий и без поручней (пришлось переставлять колеса для более низкой посадки, для чего Оксана пригласила механика), а ванна -душ самые обычные, безо всяких дополнительных приспособлений. Голову можно помыть в раковине.Более подробней об отеле читайте здесь .

С экскурсиями ТезТур нас тоже прокатил. Единственным предложением был музей Гауди в  Реусе, причем туда мы ездили самостоятельно и с большим трудом его нашли, дорогу нам представитель обьяснил неверно. Все остальное пришлось организовывать самим через компанию Bus Plana .Оформление документов (визы и прочего), общая организация. Насколько я понимаю, это обычная практика, когда туроператоры договариваются и передают туристов друг другу. Я не знаю, как они распределяют обязанности и как делят между собой деньги Там нами занимался ТезТур, и вот их работа мне как раз не понравилась.Да, конечно, в принципе, все это можно организовать самостоятельно – виза, билеты, забронировать номер в отеле (как говорят, у них там и на бронировании есть рускоязычные сотрудники). Возможно, и трансфер можно заказать из России, хотя вот это будет устроить сложнее, я не узнала, занимается ли этим Бус Плана. Сколько-то денег сэкономится, но хлопот будет изрядно. Но когда едешь за границу в первый раз, не зная языка, да еще на коляске, как-то не хочется рисковать.

Перед тем, как продолжать рассказ, хочу специально уточнить: в общем и целом, нам с мамой поездка очень понравилась Там есть, что посмотреть (особенно если учесть, что это было наше первое заграничное путешествие), очень красивая страна, приятная общая атмосфера и т.д. Просто в этом «типаотчете» я специально останавливаюсь на каких-то сложных моментах и неудобствах, чтобы следующие путешественники знали, с чем они могут столкнуться. Все это вполне преодолимо, со всем можно справиться без особых мучений, но, имхо, лучше представлять такие вещи заранее.Представитель ТезТура пообещал, что агентство уже закупает специальные автобусы, и в последний день нас, возможно, все-таки отвезут в Барселону. Подумав, мы решили на это обещание не рассчитывать, и правильно сделали. Естественно, как-то передать нам уточненную информацию, чтобы мы корректировали свои планы, он и не подумал, другая представительница вообще оказалась не в курсе.)
Тем не менее, одну полезную вещь он для нас все-таки сделал – благодаря билетам на экскурсию в центр Гауди мы вышли на местную автобусную компанию Bus Plana и на ее консультантов. Консультанты носят яркие форменные жилетки, говорят по-русски – и еще на нескольких языках – и дежурят на большинстве остановок. У них можно спрашивать не только то, что относится непосредственно к транспорту, но и задавать вопросы про города, достопримечательности, они обычно знают округу. Сотрудница Валентина, собственно, и помогла нам со всеми прочими поездками. Часть автобусов низкопольные и снабжены откидным металлическим пандусом. Когда мы собирались куда-то ехать, мы просто обращались к ней, она через водителей связывалась с парком, и нужный автобус посылали по нашему маршруту. Итак, первой поездкой был Реус. Небольшой город, частично – с сохранившейся старой застройкой, сам по себе романтичный и колоритный.

Одни балконы чего стоят

К сожалению, мы не вполне его оценили, потому что вместо обещанного ТезТуровцем «выйдете с автостанции, чуть-чуть пройдете и увидите» у нас получилось полноценное занятие по спортивному ориентированию. Короткая дорога к центру Гауди оказалась длиной примерно полтора километра, а мы вдобавок промахнулись мимо нее, поскольку на прилагающейся к билетам карте не было ни названий улиц, ни годных ориентиров. Два колясочника, один сопровождающий. Плавные спуски и переходы, в общем, есть на большинстве перекрестков, но для Андрея с его спецификой они были небезопасны, поэтому мы соблюдали осторожность. Мешал еще и лимит времени, так что когда мы, расспрашивая прохожих (когда это делаешь на малознакомом языке, основная проблема – понять, что именно тебе ответили), кое-как добрались до нужного места, на саму экскурсию осталось минут сорок. Мораль: расстояние надо узнавать заранее, и закладываться с приличным запасом по времени. Вместо обеда брать «пикник» , не договариваться с водителем на определенное время обратного пути и т.д. и т.п.
Антонио Гауди – сумрачный испанский гений Церетели отдыхает, а Хичкок, наоборот, оживленно строчит в блокноте. Лично я, глядя на его «дышащий дом», вспоминала известную фэнтези «Путешествие Йеро» и тот Дом, который едва не сожрал главных героев – то есть, да, это потрясающий проект, но входить в него было бы неуютно даже при дневном свете Но, да, масса интересных макетов, фото, а также буквально воспроизведенная рабочая комнатка самого Гауди (кстати, у него тоже были какие-то опорно-двигательные проблемы) – впечатляющий контраст с его новаторской архитектурой.

Кроме Реуса, мы выбирались так же в Ла Пинеду (курортный городок вдоль моря, дельфинарий и парк водных развлечений, куда мы не пошли, потому что не вписались по времени), Салоу (тоже курортный город, магазины, отели) и Камбрильс. Камбрильс – настоящий город, с морским портом, где стоят яхты и рыболовецкие суда. Скульптуры там прикольные – вот это кагбэ русалки .

а вот это, мы так поняли, рыбак с подносом рыбы.

Улицы там везде относительно доступные. Переходы, плавные спуски около светофоров и перекрестков и т.д.

Во многих магазинах, банках, кафе и т.д. вход вообще без ступеньки, иногда ступенька есть, но низкая. Практически везде можно найти туалеты для колясочников, удобные, с поручнями и прочим (включая барселонский зоопарк, ага На небольших переходах водители пропускают пешеходов, там, где есть светофор, все движутся в свою очередь. Общее ощущение… как это сформулировать… все устроено разумно. Если вот тут нужен переход на другую сторону, оглядись, и ты его увидишь. Поднимаешь голову, и в нужном месте обнаруживается указатель. Если нужно подняться вверх по склону, то где-то рядом со ступеньками будет пологий бетонный серпантин, и около него соответствующий значок в пределах видимости. При выходе с пляжей – души или колонки, смыть песок и ополоснуть ноги, и так далее.Единственное, доступность среды никак не влияет на рельеф местности. Камбрильс и Ла Пинеда относительно ровные, Реус – где как, в Салоу и вокруг нашего отеля сплошные подемы и спуски, единственная ровная дорога проходит через парк, вдоль берега. Руки устают, и перчатки там совсем нелишние. Боюсь, что передвигаться на костылях там будет еще хуже: тротуары в основном вымощены плиткой, и везде приличные расстояния.

Хорошая еда, хорошие продукты – ну, я вообще люблю средиземноморскую кухню… В отеле шведский стол: едешь вдоль стеллажей и набираешь на тарелку, что нравится. Колясочникам без сопровождающих надо продумать, как везти тарелку на коленях. Конечно, всегда можно кого-то попросить… Я поэкспериментировала – еду довезти до столика можно, хотя и медленно, а вот чашку горячего чая уже как-то не очень. Кормили прекрасно, так что на прочие кафе у нас банально не оставалось сил. Хотя кафе и прочие едальни там буквально на каждом шагу. Любители пива говорят, что местный сорт «Сан-Мигель» очень приличный. Магазин со всяким пляжным барахлом поблизости от отеля, аптека тоже – и почти в любом магазине найдется либо продавец, который немного понимает по-русски, либо русские ценники. На фото – один из стеллажей “шведского стола”.

Насчет морских купаний. Пляжи там есть везде, и в Ла Пинеде, и в Камбрильсе, и около нашего отеля. Сьезда для колясок непосредственно в воду я не видела нигде. Есть пологие спуски и бетонные дорожки, но они не доходят до воды, метров 10-15 придется ехать по песку. Дно песчаное, пологое, чистое. Волны мощные, так что даже хорошему пловцу приходится с ними побороться (и, нет, буйки там стоят не случайно). В середине мая вода была прохладная, так что купались только русские и англичане , потом стало заметно теплее. На фото – вот так выглядит ближайший спуск к пляжу.

Теперь о поездке в Барселону. Пропускать такую возможность не хотелось, город все-таки очень интересный. С этой поездкой оказалось сложнее, чем с ближними маршрутами, потому что туда ходит только двухэтажный экскурсионный автобус. У некоторых из этих автобусов есть подъемник для колясок, так что, когда мы заказали экскурсию в офисе Bus Plana, они пообещали договориться, чтобы в нужный день прислали именно нужный автобус. Для колясочников доступны далеко не все экскурсии. К сожалению, недоступно большинство обзорных, где автобус останавливается в нескольких точках (время стоянки строго ограничено, а подъемник работает медленно), недоступен и фуникулер на горе Монсеррат. Так что мы выбрали зоопарк и морской аквариум, со свободным временем в Барселоне и прогулкой по Рамбле, главной барселонской улице. Вторая проблема – в автобусе есть место только для одной коляски. Физически, там могут разместиться три человека, если двое пересядут на обычные сиденья и сложат коляски. Но вряд ли это разрешено техникой безопасности, да и время погрузки-выгрузки удлинит, так что этот вариант может пригодиться разве что для полностью арендованного автобуса, который останавливается не на центральной площади. Мы предложили, что съездим на разведку, как более мобильные, а потом Андрей сам решит, ехать ему или нет, но он предпочел другой вариант отдыха. Погрузка-выгрузка-дорога без проблем. Гид говорил по-русски, все объяснял подробно и понятно, включая инструкции против карманников (увы, у Барселоны репутация «воровской столицы»). Единственный прокол обнаружился уже потом, когда мы выходили к месту встречи… Зоопарком москвичей удивить трудно, но нам очень понравилась и показательная программа в дельфинарии, и общее оформление зоопарка (просторные вольеры без видимых решеток, многие птицы свободно летают по территории, много экзотических растений).

Потом был еще морской аквариум. Отдельные «витрины» с тропическими рыбами и кораллами, подобранными по природным экотопам, и главный аквариум – огромное сооружение, где стаями плавают акулы, скаты и прочие крупные рыбы. Стеклянный туннель для посетителей огибает этот аквариум по периметру и частично проходит под ним, так что поднимаешь глаза и видишь, как над тобой проплывает двухметровая акула…

Рамбла – это барселонский аналог нашего Арбата, но более богатый и оживленный. Торговля разнообразными сувенирами (торговцев пищалками через пятнадцать минут хотелось убить ВСЕХ, потому что они пищали в уши со всех сторон сразу), знаменитые «живые скульптуры», картины, красивые здания по сторонам…

В Готический квартал мы завернули ненадолго, потому что сил уже не оставалось – маршрут в общей сложности был больше 3 км длиной. Да и время тоже было ограничено, потому что оставалось найти место встречи…А вот тут и обнаружился упомянутый прокол. Центральную площадь мы нашли, но с ужасом обнаружили, какого она размера и насколько многолюдная. Автобусных остановок там было существенно больше одной, и ни на одной не нашлось указателя или справочной. Телефон офиса не отвечал, а мобильник экскурсовода мы взять не догадались. Момент был не то чтобы критический, но довольно нервотрепный, и нужное место мы нашли на чистой интуиции. Но – нашли все-таки, и поездка благополучно завершилась.

Последним приветом от ТезТура было отсутствие представителя в аэропорту. Снова самостоятельно нашли в здании аэропорта все нужные службы, разобрались с багажом, с изменившимися правилами провоза багажа (к слову сказать, изменившимися месяц назад, просто мы были не в курсе), пришлось частично этот самый багаж переформировывать, в общем, тоже как-то управились. В Барселоне личный досмотр более строгий, чем в Шереметьево, колясочников ссаживают с коляски на скамейку, осматривают, а коляску сканируют. Пересесть помогают, если нужно, но нужно быть готовым объяснить им, чего с вами нельзя делать при пересадке, если есть какие-то ограничения.
В Шереметьево у нас попытались потерять одну из сумок, но там была уже русскоязычная территория, так что обьясниться было проще, да и время на ожидание было не лимитировано. В иностранном аэропорту это был бы более неприятный момент. Итак, общая мораль :
Во-1), в группе, кроме колясочников, должен быть ходячий сопровождающий. Хотя бы один, но находящийся на связи со всеми членами группы и согласный помогать, чтобы все договорились об условиях помощи заранее и были к этому готовы.
Во-2), в группе должен быть хотя бы один человек, владеющий бытовым испанским, в крайнем случае, бытовым английским. Он тоже должен быть на связи, на случай нестандартной ситуации.
3) Вы сами должны знать на испанском (= заранее найти в сети) название вашего диагноза (диагнозов), по которым может понадобиться специальная медицинская помощь
(например, у меня там в одном месте получилась бытовая травма, такая, что еще немного – и пришлось бы накладывать швы, а швы мне накладывают по не очевидной методике), испанские названия лекарств, которые вы используете и лекарств, которые вы НЕ переносите. Для аллергиков – названия пищевых и не пищевых аллергенов. То же самое касается другой нетипичной информации, которая может оказаться актуальной. Лучше иметь все это при себе в виде распечатки на испанском.
4) Довольно часто при разговоре с испанцами требуется что-то написать: номер автобуса, название и пр. Для этого полезно иметь при себе бумагу и пишущую ручку.
5) Если вы куда-то едете с группой, нужно четко договориться насчет времени встречи, а также места встречи ОЧЕНЬ ПОДРОБНО. Не просто название улицы или площади, а находящийся рядом однозначный ориентир – кафе такое-то, магазин такой-то. Запасной вариант – мобильный телефон гида.
6) Связь. Мобильный при себе + все нужные контактные телефоны (туроператора, бюро экскурсий, других членов группы) + умение пользоваться испанской телефонной картой и уличными таксофонами.
7) Непринципиально, но удобно заранее распечатать себе такую инфу, как порядок прохождения таможенных и прочих досмотров в аэропорту. Конечно, всегда можно спросить, и даже в барселонском аэропорту можно найти людей, хорошо говорящих по-русски, но если времени не вагон, то, как назло, этих сотрудников в поле зрения не оказывается.
8) Ну и, в отсутствие Интернета, нужны бумажные карты. Простенькие схемы добываются у сотрудников Bus Plana бесплатно, они есть в некоторых листовках, более сложные и качественные лучше купить, можно у экскурсоводов той же Bus Plana.
9) Самые употребляемые ключи от коляски все-таки нужно брать с собой. У механика в гостинице все нашлось, но сначала пришлось искать механика
10) Представителя туроператора нужно трясти как грушу ДО поездки, но вытряхнуть из него актуальные правила провоза багажа, действующие в данной стране. Критичны: точный максимальный вес в кг (17, 20 или 22 – это имеет значение, да), на некоторых рейсах – размер; вес и размер разрешенной ручной клади и то, что в ней провозить нельзя; число багажных мест. Мы не знали, что в Испании действует ограничение 1 человек – 1 багажное место, думали, что считают общий вес. Андрею пришлось брать одну сумку в ручную кладь, и, к счастью, в эту сумку не попало ни одного запрещенного предмета. Коляски не включаются в этот вес и перевозятся бесплатно.
Александра Киселева

Добавить комментарий